Роб Хингли, The Toasters и Moon Ska Records.


В Штаты ска попал нескоро и неблизким кружным путем - через Великобританию, панк и реггей. Зато здесь он прекратил волновое движение, прижился и осел надолго. Решающим фактором для того, чтобы американцы врубились в то, что ска - это круто стал 2Tone-бум в Великобритании 1979-1982 годов.

Считается что третья волна ска началась на Восточном побережье США, в городе Нью-Йорке. Во многом так оно и было. В 1982-м году в Нью Йорк Сити британский экспатриант и фанат всего, связанного со ска Роб Хингли (Rob Hingley) основал группу, названную им The Toasters.

В конце семидесятых Хингли еще жил в Лондоне и играл в группе Eye-Witness вместе с членами будущих Bad Manners и западно-африканским супер-перкуссионистом Джимми Скотом. Оказавшись в 1981 году в Нью-Йорке, мистер Хингли понял, что задержится там надолго: с тех пор как Хингли купил сингл Милли Смолл (Millie Small) 'My Boy Lollipop', он слушал только ска и думал только о ска. Придя в Нью-Йорке на концерт The English Beat будущий основатель третьей волны ска был шокирован. В большом клубе было всего 100 человек. Оказалось, что ска-сцена в Нью-Йорке и всей Америке отсутствовала в принципе! Спустя месяц на концерте Madness его опасения подтвердились. Там не было никого вообще!

Первый состав The Toasters состоял в основном из его коллег по работе в книжном магазине, торгующем научной фантастикой. Магазин назывался Forbidden Planet. К 83-му Тостеры были готовы к концертам. Надо сказать, что Тостерз в данном случае обозначает вовсе не множественное число известного кухонного прибора. Скороговорки первых ямайских ди-джеев, работавших на стыке рэпа и пения во времена саунд-систем назывались toasting. (Подробнее о ямайских саунд-системах 60-х см. здесь) Соответственно логично было называть таких людей тостерами. В процессе обретения такого уникального названия были отброшены два промежуточных: 'the Bouncers' (Вышибалы) и 'Not Bob Marley'.



Логотип пионеров американского ска

Как только Тостеры начали регулярные выступления в знаменитых AZ и CBGB клубах, они начали сталкиваться со все большим количеством людей, которые что-то слышали или читали о ска и о том, что это прикольно, но реально не представляли что это такое. Тостеры объясняли им: мы играем ска. Здесь, как мне кажется, кроется корень одного интересного явления. Я говорю о том, что беря в руки диск какого-нибудь из современных американских ска-музыкантов, часто удивленно спрашиваешь себя и окружающих: А ПРИ ЧЕМ ЗДЕСЬ СКА? Так вот: основная модель ска от Тостеров это ураганно быстрый рокстеди с характерным триольным ритмом. Если не представлять себе корни этой музыки, то можно легко воспринять ее как скоростные тяжелые буги-вуги со четко выделенной слабой долей и жесткими дудочными риффами. Что, видимо, и происходило со многими идейно не подкованными америкосами. Пути развития при таком неверном представлении об исходной точке оказались совершенно непредсказуемыми. Так стали появляться стили, содержащие в названии модную приставку ска, но по сути от ска весьма далекие.

Надо думать, что и американские коллеги мистера Хингли по группе тоже достаточно слабо представляли себе, чего он от них хочет по крайней мере на первых порах. Так или иначе, в 1985 году вышел первый релиз Тостеров - Recrimination (EP) с заглавной песней Run Rudy Run. По сути это был первый релиз ска-музыки отечественного производства в Штатах. С продвижением пластинки и постоянными концертами Тостеров в течение следующего года в Нью-Йорке стали появляться новые ска-группы. Среди пионеров нью-йоркского ска можно назвать Beat Brigade, the Boilers, the Second Step и the A-Kings.

Хингли вспоминает то время: "Я не знаю почему именно в 1986-м появилось так много ска-групп, но как раз тогда вместе серией сборников Mash It Up, начавших выходить наряду с NY Beat (NY Beat: Hit & Run, сборник нью-йоркских групп вышел в 1986 году и сейчас считается первым релизом третьей волны) были заложены основы американской ска-культуры, состоявшей из модов, скутеристов, скинхэдов и просто ска-фанов".



Типичные посетители AZ и CBGB клубов, 
будущие ска-фаны.

Последующие EP-шники и полноценные альбомы Тостеров такие как Skaboom (1987) и Thrill Me Up (1988) выходили все время на разных лейблах (Celluloid, Unicorn and Ska Records). Все эти союзы были неудачными и кончались изнасилованием мозгов Тостеров со стороны выпускающих компаний. Тогда-то Хингли и ощутил необходимость в сильном независимом лейбле для продвижения идей ска-музыки. Нетрудно догадаться, что речь сейчас пойдет о Moon Ska Records (первоначальное название Icebear).

В 1990-м на Moon Ska вышел третий полновесный альбом Тостеров This Gun For Hire, EP-шник группы NY Citizens "Stranger Things Have Happened" и сборник New York City Ska Live, содержащий выступления практически всех клубных ска-команд, существоваших в то время в Нью-Йорке. В следующем году увидел свет дебютный альбом знаменитых ныне The Scofflaws. В этом же году Хингли переиздал на Moon Ska знаменитые дебютники банд Let's Go Bowling (Music To Bowl By) и Dance Hall Crashers; также были сделаны увенчавшиеся огромным успехом шаги по экспансии музыки ска и в частности лейбла Moon Ska Records на Западное побережье. Видимо, эти два года и являются в полной мере временем окончательного формирования явления под названием третья волна ска.

1992 год. Продвижение ска на западном побережье дает свои плоды. Moon Ska выпускает компиляцию появившихся к тому времени калифорнийских ска-групп под названием California Skaquake. Лейбл начинает представлять свою музыку для дистрибьюции другим фирмам. Первыми становятся канадский King Apparatus и вашингтонский Skunks. В результате торгового соглашения с немецким леблом Pork Pie records изголодавшаяся по ска американская публика получает доступ к целой плеяде пост2Tone групп, включая немецких ска-звезд SKAOS (Подробнее о них смотри здесь).

В том же 1992 году в местечке под название Ritz Moon Ska организовали фестиваль Скалапалуза "Skallapalooza". В нем приняли участие The Skatalites, Bad Manners, The Toasters и много других групп. Фестиваль имел оглушительный успех. Даже пришел запрет от Lollapalooza на использование их названия и имени. По следам фестиваля был организован Moon 'Skavoovee' тур, в которомучавствовали The Skatalites, the Selecter, the Special Beat, The Toasters, Scofflaws and Pietasters.

C тех пор Moon Ska чувствовали себя прекрасно. Все больше артистов и групп сотрудничали с ними. Их каталог включал в себя сотни альбомов, офис находился в престижном районе Нью-Йорка, Манхэттене…

начало | дальше


© dj механик